Редактор и медиаменеджер, автор телеграм-канала о локальных медиа «Местами» Александр Жиров ежедневно мониторит список интересных региональных проектов. В его собственной подборке – больше трехсот источников. Интересные находки Александр разбирает в своем телеграм-канале, а недавно запустил одноименный сайт, чтобы не ограничиваться форматами мессенджера.

По наблюдениям Александра, сайт для СМИ давно перестал быть системообразующей единицей, и ряд проектов это подтверждает — можно успешно существовать без собственной площадки, ежедневных проходных новостей и фокуса на местной повестке. По просьбе «Грибницы» Александр Жиров выделил десять проектов, которые делают интересный продукт, и отметил общие черты и антитренды в региональной журналистике.

Как не зарыться в региональной повестке

Почему появился сайт MediaMesta.me? Какие ваши задачи он закрывает, которые не закрывает телеграм-канал?

— Это фактически «архив» материалов. Телеграм-канал — формат «сиюминутный»: быстро сообщить, отреагировать на текущее событие. Но в моём проекте были и переводы текстов из иностранной прессы, например, обладателей Пулитцеровской премии, и интервью с коллегами о медиафилософии. Какое-то время я использовал для «архива» площадку на Яндекс.Дзене, но там авторы ограничены существующим техническим форматом. Поэтому решил делать сайт.

Как появилась идея «Карты региональных медиа»? Вы обозначили, что она будет интересна для «широкого круга читателей». Почему люди могут заинтересоваться проектом не из своего инфополя?

— Карта локальных медиа — это мой рабочий инструмент. У меня есть подборка из более 350 локальных медиа, которые я мониторю каждый день, чтобы найти что-то интересное для своего канала. Часть из них — именно локальные, самобытные проекты — я нанёс на карту.

Некоторые пишут: «А почему нас нет? Мы же хорошие». Да, вы хорошие, но вы, например, часть сети Шкулёва (речь о сети городских порталов Shkulev Media Holding), то есть — не локальное медиа в полной мере. Дело в том, что у сети единая система управления и продаж, единые форматы для региональных сайтов, которые адаптируются на месте более или менее удачно. Но все же я добавил на карту некоторые сайты сети, которые развиваются «снизу» благодаря местным форматам и темам, своим находкам. Это, к примеру, 59.ру, которые целенаправленно взяли курс на хорошие большие тексты или НГС55, которые выделяются на общем медиафоне Омска. Кроме них на карте можно найти «Фонтанку» и «E1», думаю, что еще внесу челябинский 74.ру.

Большая проблема региональной журналистики в том, что в Калининграде, Белгороде, Омске, Иркутске, Хабаровске (подставьте любой топоним) местные жители не воспринимают себя как часть большой страны — они замкнуты на новостях и событиях только своего региона. Поэтому и главная цель «Карты», и главная цель телеграм-канала «Местами» — показать людям в Ангарске, Нижнем Новгороде, Перми, Комсомольске-на-Амуре, Выборге, что хорошие, интересные медиапроекты (без новостей про ДТП и «возбУжденное уголовное дело») есть не только в их регионе. Поэтому «Карта» не только для журналистов, но и для «обычных» читателей.

Я придерживаюсь позиции, что аудитории нужно дать ресурс, а она сама решит, что с ним делать. Когда я в 2011 году был главным редактором Омскпресса, у нас большой популярностью пользовалась рубрика «Новости Сибири», где мы писали о других городах, тогда как остальные омские СМИ до сих пор  пишут только о своем регионе. Еще я знаю, что многие активно мигрируют в другие города, например, из Архангельска в Ярославль. Возможно, им будет интересно читать новости соседних городов.

На ваш взгляд, может ли региональное медиа спокойно существовать только в соцсетях, без сайта? Какие есть плюсы и минусы в таком подходе?

— Нет никаких преград для медиапроекта, чтобы развиваться только в соцсетях. Сайт перестал быть «системообразующей» единицей медиабренда.

Если раньше соцсети были придатком к сайту, то теперь сайт, паблик ВКонтакте, группа Facebook, канал в Телеграме, аккаунт в Инстаграме или Тиктоке идут через запятую. Это равноценные единицы медиабренда.

И есть множество примеров, именно региональных, которые показывают, что медиа могут развиваться только в соцсетях. Например, Постер в Томске, Утёс в Хабаровске, Борус в Красноярске. Даже крупные проекты — вроде сибирского Проспекта Мира или смоленской Ридовки — вышли из соцсетей.

Плюс такого подхода — вы выходите на аудиторию напрямую (и даже в пабликах ВК может быть «ядерная» аудитория, как на сайте). Минусы: во-первых, ограниченность технического функционала тем, что дала вам соцсеть (с другой стороны, в моде лаконичность); во-вторых, соцсеть может поменять условия — как Фейсбук, который меняет свои алгоритмы раз в полгода; в-третьих, ваш контент находится фактически на чужой площадке и принадлежит ей (но здесь можно просто диверсифицировать каналы); в-четвёртых, Фейсбук, Твиттер и Ютуб может закрыть государство — но, с другой стороны, государство может закрыть и ваш сайт, и вас вместе с ним.

Модное увлечение без дивидендов

У региональных журналистов в последние лет пять появилось больше возможностей обучаться у профессионалов, ездить на стажировки и получать гранты на свою работу. Стала ли региональная журналистика более качественной благодаря этим возможностям?

— Стажировки и обучение — это действительно очень важная история. В семинарах есть два плюса: во-первых, съездить куда-то за пределы своей рутины, во-вторых, пообщаться с коллегами из других городов.

К сожалению, качество журналистики после таких семинаров зависит не от качества самих семинаров, а от готовности участников воспринимать новое и применять полученные знания и навыки.

Это как с «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова — книга, которая есть на столе (и в инстаграме) любого пиарщика и пресс-секретаря, но при этом они не прекращают писать в своих пресс-релизах и корпоративных текстах лютое дерьмо с ошибками в каждом предложении. Вопрос в том, насколько сам человек готов меняться и менять систему вокруг себя.

Например, карта, представленная на сайте MediaMesta.me, сделана в Google Maps — стандартный инструмент, с которым журналистов учат работать на разных семинарах и практиках уже лет десять, наверное. Но после публикации больше всего вопросов — именно от медийщиков — было о том, как пользоваться картой Google, как менять масштаб на ней, как находить на ней какие-то элементы.

Наблюдаете ли вы какие-то общие черты и тренды в региональной журналистике сегодня? В чем это проявляется?

— Можно выделить схожесть в дизайне, вёрстке, стилистике, темах, которые редакция выбирает. Локальные проекты очень интересует городская среда, культура.

Что радует, появляются проекты, которые ориентированы и на большие тексты — пусть им не всегда хватает понимания, как работают «большие» медиа, но они уже знают, что их аудитория больше не может переваривать многочисленные новости, и пытаются делать расследования, репортажи, публиковать истории о простых людях.

Люди Байкала едва ли не первыми показали, что СМИ с большими текстами, выходящими раз в неделю, без новостей, может существовать и быть популярным.

Придем ли мы через пять-десять лет к тому, что хороших журналистских текстов в регионах станет в разы меньше, но вырастет объем подкастов и видеопроектов?

— Не думаю. Это специфические жанры, несмотря на то, что ими пытаются заниматься многие. Немногие понимают, что это такое: как делать подкасты правильно, как правильно делать видеоблог — что это не просто сесть перед камерой и поговорить. Более того, немногие понимают, как этот формат правильно доносить до читателя/зрителя. По подкастам — мы не видим публичной статистики многих из них, но, я уверен, что если бы увидели, мы бы поняли, что это модное увлечение, которое не приносит большинству авторов никаких дивидендов и существует лишь как модная игрушка.

Что для вас является антитрендом в работе региональных редакций?

— То, что давно пора выкинуть из локальных медиапроектов — это нарочитый позитив. Нет, конечно, локальный проект не должен напоминать НТВ нулевых, но читатель заслуживает, чтобы с ним обращались не как с идиотом, которому говорят «OK, you are fine», когда всё вокруг горит.

Второе — попытка поддерживать «культурную» повестку при отсутствии реальных возможностей. Культура, сфера развлечений изменятся после пандемии — и нужно придумывать, как говорить об этом без публикации обзором «Где в городе потусить в пятницу вечером». А такая рубрика есть в каждом втором локальном медиа.

Медиа в фокусе Александра Жирова

Я выделяю для себя десять проектов, которые делают интересный продукт и «правильную» журналистику:

1. Люди Байкала — те, кто возродил в регионах жанр больших историй о людях.

2. 7×7 — у них есть большая идея, это часто лучше, чем тщательно вычитанные тексты.

3. Тайга.инфо — один из моих любимых проектов (я помню свои сибирские корни), издание с реальной, олдскульной журналистикой.

4. Новый Калининград — так получилось, что Калининградская область обособлена от страны, поэтому там медиа идут своим путём. «НК» — один из примеров того, как можно строить качественную журналистику в регионе. Может быть, у них не самый современный дизайн сайта, зато тексты по-настоящему хорошего уровня.

5. Телеграм-канал Борус — я далёк от красноярской инфоповестки, но за проектом Виктора Самусенко мне интересно наблюдать как за профессиональным экспериментом.

6. Itʼs My City — очень крутой проект Дмитрия Колезева: во-первых, я завидую Екатеринбургу, что у них есть настолько профессиональная медийная история, во-вторых, интересно понаблюдать за экспериментом Колезева под названием «Уход большого главреда на вольные хлеба» (с искренним пожеланием Диме успехов, конечно).

7. НГС55 — омский сайт, входящий в Сеть городских порталов Шкулёва. Огромный плюс большинства сайтов группы — умение взглянуть на проблему, оторвавшись от местной почвы. Пока большинство местных сайтов ковыряются во внутренних вопросах и инсайдах, «шкулёвцы» умело пользуются возможностью масштабировать форматы и темы.

8. Инде из Казани — во-первых, потому что его делает Ксения Лукичёва, признанный профессионал, и она привнесла в «имбирно-пряничное» издание о территориальном маркетинге долю настоящей журналистики, во-вторых, потому что «Инде» продаёт свой регион читателю — и делает это очень круто и красиво. Этому можно поучиться.

И два проекта, которые, скорее, «федеральные», но всё равно пишут про регионы. Это Мастера — проект, к запуску которого мне посчастливилось приложить когда-то руку. Это издание о креативном бизнесе в российской провинции. И Такие дела — по моему мнению, лучший медиапроект на русском языке сейчас.